?

Log in

No account? Create an account
park

March 2014

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
park

день кончины Архиеп. Серафима (Дулгова)

 

Сегодня исполняется 5 лет со дня кончины нашего приснопамятного Вл. Архиепископа Серафима (Дулгова). Владыка знал наш монастырь со дня его приезда во Францию- он был в группе прихожан, которая встретила сестёр на вокзале в Париже и помогла добратся до первого пристанища- заброшенная семинария в предместии Парижа, в Saint Cloud. Впоследствии он много бывал в монастыре, сперва студентом, а потом Батюшкой о. Игорём. В 80-х Вл. Антоний предложил прот. Игорь Дулгову, который просился на покой по состоянию здоровия, поселится при монастыре. О. Игорь начал строить домик и готовится к покою, но в 1993г. открылась предсмертная болезнь Вл. Антония, и он указал на о. Игоря как на одного из возможных своих заместитетелей на Западно-Европейской кафедре. Для Вл. Серафима это было неожиданно, и он в своём Слове при наречении сказал:

 «Пророк Илия нашёл Елисея, который обрабатывал землю двенадцатью парами волов. Илия приблизился и накинул на Елисея свой плащ. Это было знаком посвящения его в пророки. Так и Вы, Святители Божии, подобно Илие накинули ваш плащ, то-есть воздожили ваши руки на меня. Вы можете быть подобны Илие. Но я-то не Елисей! Наоборот. Когда-то... сказали про Саула с иронией: «Неужели и Саул во пророках»! Так и про меня кто подумает: «Как, неужели и он в епископах»! Но я-то, даже и не Саул!...»

 Владыку хиротонисали как Епископа Леснинского, и в октябре он поселился у нас на совсем. Монастырь стал епархиальным центром и в первые годы Владыка вёл очень активную жизнь: часто служил, много ездил, издавал епархиальный журнал и разные брошюрки, устроил епархиальный съезд и участвовал в певческих и других съездах, которые проводились при монастыре. В 98-м году у нёго открылся рак и он стал просится на покой. Время было сложное, многие уже ждали соединения с МП, среди духовенства начинались разделения на «за и против». Владыка предложил несколько кандидатов на свою кафедру и несколько вариантов устройства епархии, чтобы избежать раскола, но архиерейский синод решил иначе. Ко времени его ухода на покой произошли еще и смешение Вл. мит. Виталия и выборы мит. Лавра, и к великому огорчению Владыки, епархия разделилась, и начались нестроения, которые продолжаются здесь в Европе по сей день. Сам Вл. Серафим всегда бял принципиальным противником унии с МП. Еще при наречении  он высказался:

 «За всю историю России, Церковь наша всегда была основой всей жизни, упованием и учителем народа. Кормилом, пестуном, мерилом совести. Будь это в междоусобных делах князей в эпоху домосковскую, в период татарского ига, особенно в Смутное Время, в период воцарения большевиков, во времена гонений, мучительства.
Тоже самое и с Зарубежной частью этой Церкви,- нашей. Всем известно какую роль онаиграла в эмиграции, как в больших центрах, так и в глубине провинции или где-то в трущобах. Особенно проявила себя наша Церковь в период последней войны. Потеряв всё при наступлении Красной Армии, территории Восточной и Центральной Европы, потеряв положение, солидное существование, твёрдые возможности,- несмотря на всё это, будучи Сама беженкой, наша Зарубежная Церковь и в условии лагерей оставалась, как и прежде, упованием, учителем и центром жизни и деятельности русских людей. Ибо Церковь наша была истинной Церковью Христовой.
Выполняет ли официальная Церковь в России ту же роль0 как должна была бы выполнить она, будь она истинной? Конечно нет. Можно твёрдо установить, что Московская Патриархия не способна на это. Вести свою паству она не может. Она лиш жалко плетётся вслед за ней и вынуждена проявлять какое ея требование, либо делать непривычные для нея уступки народному чаянию.
Лаврирует, подгоняет себя под необходимость момента. И никак не может стать тем, чем была Русская Церковь, например а период Смутного Времени: центром совести при общей разрухи. А ведь сейчас хуже Смутного Времени прошлого...
Итак, по плодам определяем что истинно, что ложно...
А если кто нам укажет на тот или иной расцветв России, там открыли храм, или торемонтировали монастырь, или начались уроки Закона Божия,- так это не заслуга Церкви (Патриархии?), но отдельных энтузиастов или жертвенных, идейных, ревностных пастырей и церковных делателей, которые, конечно, заслуживают и восхищение и радость нашу.
«Так помогите же Патриархии», могут нам еще сказать.
И на это имеется готовый ответ, основанный на опыте: наша лучшая помощь официальной Церкви заключается уже в том, что мы существуем!
Ибо она всё время вынуждена считаться с нами, оглядываться на нас и то-ли копировать нас или сдерживать себя, сокращать степень своих беззаконий из опасения реакции с нашей стороны. Примеров этому мы видим множество. Мы как бы спасительный тормоз в ея безрасудном скольжении вниз...
Но это- пока мы существуем...»

Тем не менее, Вл. Серафим решил не порывать с РПЦЗ до окончательного соединения. После 2000г. он жил тихо, принципиально в епархиальные дела не вмешиваясь, но не скрывал своего несогласия с новым курсом РПЦЗ. Благодаря тому, что Владыка ставил попечения о душах выше всего и искренне любил и старался помочь своим пасомым, ему удалось сохранить добрые отношения с духовенстом и паствой во всех образовавшихся группировках «за и против», и его пастырская забота и поистине евангельская любовь очень многих утешали и поддерживали в это сложное время. В начале 2000г. владыка перенёс тяжелую и не совсем удачную операцию, и до конца так и не поправился. Он стал гораздо реже служить, почти никуда не ездил. 5-го ноября 2003г. Владыка всё же собрался силами и отслужил Литургию св. ап. Иакова, которую особенно любил и долгие годы изучал и разрабатывал. В следующее воскресенье он не служил, но сказал проповедь- толкование молитвы «Единородне Сыне», и почти сразу же уехал в свой домик, сославшись на грипп. В тот же вечер он сам вызвал скорую помощь, так как упал у себя дома и не смог встать. Владыка всё думал, что у него сильный грипп, от этого слабость, и собирался домой, но через пару дней его не стало. Ему даже не успели сказать, что у него возобновился рак в более сильной форме—ночью опухоль лопнула и Владыка умер от потери крови . В больнице нам сказали, что это была милость Божия- развивался бы дальше рак, смерть была бы долгой и очень мучительной.

 В служении Владыки преобладали две вещи: пастырская забота и любовь к богослужению.

Во всех вопросах Владыка всегда прежде всего руководствовался пастырскими соображениями: как решение повлияет на приходскую жизнь, на настрой прихожан, привлечёт ли их к Церкви, или наоборот, соблазнит, отолкнёт? Особенно он заботился о молодежи. И также Владыка относился к богослужению. Это не был академический интерес знатока-литургиста. Привлекая к участию в богослужении он пытался заинтересовать, привлечь к участию в церкной жизни. Не случайно последняя Литургия Владыки была именно Литургия св. ап. Иакова, в которой символически открывается подлинное значение архиерейского служения. Еще можно заметить, что отпевали Владыку в день памяти свят. Иоанна Златоуста, а 40-й день выпал в день памяти свя. прав. Иоанна Кронштадтского, выающихся пастырей и учителей древности и нашего времени.

Вл. Серафим предвидил и очень скорбел о падении РПЦЗ:

«Исчезнем мы, вольись мы в бесформенную массу официальной Церкви, мы потеряем всю нашу соль, всю нашу силу... и руки у официальной Церкви полностью развяжутся. И не только в области экуменизма, но и во многих других беззакониях. Кто может знать по какой покатой плоскости она покатится и тогда уже без тормозов ... Куда она заведёт себя и Праволславие в России?...»

Милостивый Господь не дал ему дожить до этого времени. Мы верим, что теперь Владыка молится за любимую им Русскою Церковь, Которой он отдал всю свою жизнь, все свои силы, перед Престолом Всевышняго, сослужя всем святителям, пастырям и новомучениками российским в Горнем Иерусалиме.


Comments

Царство Небесное! +

(Anonymous)

"Тем не менее, Вл. Серафим решил не порывать с РПЦЗ до окончательного соединения."

Как раз он порвал с РПЦЗ, потому что порвали все те, кто признал "собор безответственных" 2001 и архиеп. Лавра, как главу. Убравшие пожизненно избранного первоиерархе, не пересмотревшие ошибочные решения Собора 2000 г (вопреки настоянию митр. Виталия - законне право Первоиерарха), утвердившиеся в отступлении (фактически, в ереси), они-то и порвали с РПЦЗ.

Их колличеством смущаться не приходится. Когда Господа осудили на распятие, тогда тоже большинство кричало "распни", а с самим Спасителем остались только Его Матерь, да один Ученик.

Так что, скончался вл. Серафим, на борту корабля, плывущего в погибель. Хотелось бы верить, что он пребывал в искреннем неведении.

Есть ли у Вас его статьи, которые он присылал в редакцию Вестника РОВС? У меня сохранены в архиве, могу журналы с его публикациями прислать, если пожелаете.
Владыка Серафим прислал нам комплект своего журнала "Вестник Западно-Европейской Епархии Русской Зарубежной Церкви". Первый номер был издан в январе 1974 года, помечено, что это это новая серия. Есть в монастыре полный комплект этого издания?
Спаси Господи! Кажется это всё есть.
смотрите сайт нашей Церкви: http://catacomb.org.ua

(Anonymous)

Этот владыка уже не ваш и вы не относитесь к РПЦЗ!

Сегодня исполняется 5 лет со дня кончины нашего приснопамятного Вл. Архиепископа Серафима (Дулгова).
Покой Господи. Я смотрел его фильм для молодежи о РПЦЗ.
Какой это? Владыка сделал 3 фильма: О выдачах казаков в Лиенце, о своей поездке в Южную Америку и о животных (Бог, мы и животные).
Про казаков и Юж. Америку
Вечная память!
Вечная память!

Иерей Кирилл