?

Log in

No account? Create an account
park

March 2014

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
park

из кандидатской диссертации Вл. Серафима


с Вл. Антонием Сан-Францисским в Бари.
Вл. Серафим окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. У нас сохранилась Владыкина кандидатская диссертатция, написанная под руководством проф. Верховского: «Учение о падших ангелах». Может с временем сможем её напечатать, там много интересного и полезного. Пока 2 краткие выдержки из этой работы:

"...Сейчас больше уделяется внимание чувственному и забывается относящееся к миру внутреннему, умственному, духовному. Верующие поют за Литургией Никео-Цареградский Символ и исповедуют Бога "Творца видимого и невидимого" но, в действительности, серьёзно не думают и часто даже просто не верят существованию бесплотных духов этого самого невидимого мира. Очень часто даже "практикующие" христиане испытывают некоторое смущение и недоумение при чтении о первых христианах, египетских или иных пустынниках, имевших с невидимым миром самые обыкновенные и обыденные отношения. Для людей 4-го века существование Добрых и Злых Сил исходило не только от их прочного и ясного убеждения и веры, но и от самого конкретного, жизненного и постояннного опыта. Им было совершенно понятна мысль псалмопевца "славлю Тебя всем сердцем моим, пред Ангелы пою Тебя" (Пс. 137:1), как и слова Апостола о том, что "брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных" (Эф.6:12). Они же могли искренно восхищаться героями-аскетами, уходившими в пустыню на единоборство с Сатаной. И сейчас невольно мыслится такой анахорет, обращающийся к скептикам ХХ-го века: "вы не можете более чувствовать присутствие духов, не можете их видеть или слышать; но все это от того, что вы не смеете верить в их существование и реальность: а они то все-же около вас..."
И мы действительно так мало знаем об этих наших сожителеях. Читая в Господней молитве "но избави нас от лукавого" мы до конца не сознаём точно, о чём здесь просится, хотя все утренние и вечерние молитвы возвращаются к тому, чтобы просить Бога избавить и "от всякого зла" и от "диаволского поспешения". Мы чаще всего, однако именно с ним сталкиваемся и не даром русский народ не любит называть его по имени.
Вся наша жизнь представляет собою борьбу с темной силой, будь это через духовную жизнь (например молитва, пост) или,как это уже указали, через науку и технику, посколько она не богоборческая...»

 

«...но главное, что следует всегда христианину помнить, это не только об истинном, хотя «теоретическом» существовании «горнего» мира, но и об его «практическом» единении с нами. Ангели-хранители каждого человека и сослужение двух миров во время литургии являются как раз одними из тех случаев, когда мы, правда, невидимо, но действительно общаемся с небожителями. Но ведь христианство как раз «расширяет» обыденный кругозор человека: христианин не только земной, но двух миров.

И такое единение человека и безплотных сил, конечно, является некоторым залогом общения земли с небом.

Comments

Очень интересная работа. Буду ждать опубликования.
"единение человека и безплотных сил, конечно, является некоторым залогом общения земли с небом"
- не только с небом, но и с адом...